Что такое игровая
психотерапия.
Игровая психотерапия –
это относительно новая отрасль детской
психотерапии. Уходя корнями в работы А.Фрейд и
Мелани Кляйн, ветви свои она раскинула во многих
направлениях современной психологии.
Представители различных школ психологии
обращаются к феномену игры, как к самому
понятному и доступному способу работы с детьми.
Игра
– это феномен, который возникает в раннем
детском возрасте и остается с нами на всю жизнь.
Как и мы, наши игры меняются, отражая возраст и
культурный контекст. Голландский историк
Хейцинга рассматривал игру как проявление
культуры и предполагал, что именно в ней кроются
истоки культуры. Еще дальше пошли представители
естественно-научной школы Ейген и Винклер,
утверждая, что игра – это природный феномен,
который в своей дихотомии между случайностью и
неизбежностью лежит в основе всего
происходящего.
Но,
прежде всего, игра – это существенная составная
часть детства. У детей, по крайней мере, в нашей
культуре и в наше время, есть привилегия – им
позволено иметь место и пространство для игры.
Игра – это способ детей осмысливать свой мир.
Любое развитие творческих способностей
начинается с игры. Эриксон описывает три стадии
развития игры.
Аутокосмическая. Мир своего “Я”. Ребенок
исследует собственное тело и тело своей матери.
Это репетиция будущей активности.
Микрокосмическая. Мир маленьких, простых в
обращении игрушек и предметов; одинокая игра;
удовольствие, доставляемое властью над
игрушками.
Макрокосмическая. Мир, разделенный с другими,
или, иначе, мир совместных действий
Играя, ребенок выражает себя, свои надежды и
желания. И там, где места, времени и понимания
достаточно, игра приобретает целительную силу.
Игра - способ
выражения потребностей детей.
Целительная сила игры.
Младенцы и
маленькие дети живут в довольно ощутимом
противоречии. С одной стороны они
“психологически рано рождены”. Их развитие
зависит от готовности и способности родителей
настроить себя на заботу о потребностях малышей.
С другой стороны, и эмпирические исследования
младенцев свидетельствуют о том, что младенцы
обладают способностью активно устанавливать
отношения и добиваться выполнения собственных
нужд. Рассматривая игру, важно понимать
творческие силы детей, как мотор душевного
развития. Маленькие дети в “поразительно
высокой степени способны защитить самих себя,
помочь себе, поддержать себя. При этом младенцы
заботятся о том, чтобы они получали то, что
необходимо для их развития. Они удивительно
изобретательны, если речь идет о их жизни, их
выживании”.
Огромную силу черпают дети из возможностей
образного мышления и символизации. С помощью
внутренних представлений они могут многие
внутренние и внешние события и явления свести в
единую картину. Это единство необходимо им для
развития. Из этого единства постепенно вырастает
уверенность в неизменности собственной
идентичности. В образах игры с одной стороны -
перерабатываются и интегрируются воспоминания,
с другой - набрасывается план будущего,
обыгрывается и проживается. Важно заметить, что у
детей есть большое преимущество по сравнению со
взрослыми – у них впереди много будущего. Они
могут свободно и непосредственно развивать свое
Новое. Они не обязаны использовать полученные
знания и накопленный опыт. Все это позволяет
детям оригинально и открыто проявляться в игре .
Структура детской игры соответствует возрастным
особенностям ребенка, степени его зрелости и, как
следствие, особенностям мышления. В зависимости
от того, что мы наблюдаем в игре ребенка, можно
сделать выводы о степени зрелости тех или иных
новообразований. Для этого достаточно
обратиться к работам классиков психологии:
возрастной периодизации психологии развития
Пиаже, Выготского, Эльконина или
психо-сексуальной периодизации развития
З.Фрейда. Знания этих периодизаций очень важны
для диагностики, так как позволяют в зависимости
от игровой ситуации, разыгранной при помощи
Сцено-Теста или теста Мира, выявить состояние
развития образа –Я и особенности течения
невротических заболеваний детей.
В
психотерапевтической и психоаналитической
практике с детьми, игра имеет такое же значение,
как сновидения в психотерапии взрослых. Фрейд
описывал сновидения как королевскую дорогу к
бессознательному. Можно по аналогии с этим
вместе с Эриксоном, понимать игру как
королевскую дорогу к бессознательному ребенка.
Игровые фантазии детей являются результатом
психической переработки переживаний, поэтому
они не могут быть поняты непосредственно, их
нужно разгадывать. И это та работа, которая
постоянно проделывается в детской терапии.
Сначала нужно перевести игру на язык взрослых,
для того, чтобы ее понять. А затем,
соответствующим образом, на языке игры и в
метафорах игры, суметь дать обратную связь, для
того чтобы вновь вернуться на игровой уровень.
Игра для детей по настоящему серьезное занятие,
которое, тем не менее, они не путают с
действительностью. Они говорят: “ Пусть ты
будешь разбойником” или “Давай поиграем, что мы
все умерли”. При этом они прекрасно понимают, что
этого в реальности не происходит. Они охотно
заимствуют свои воображаемые объекты и игровые
фантазии из реально ощутимых и видимых вещей и
событий окружающего мира, что довольно ясно
видно на вышеприведенном примере, где детская
тематика была заимствована из Масс Медиа.
Инвентарь для таких игр: игрушечные пистолеты,
оружие, ножи, батаки и т.д., который заклеймен
некоторыми родителями и воспитателями как
“игрушки войны”, предоставляет детям внешнюю
сцену для внутренней агрессии. Если у ребенка
есть возможность при помощи игры выразить свои
аффективные состояния, то игра имеет целительную
силу. Это то, что Винникот интуитивно распознал и
описал как интермедиальное пространство и
глубинное воздействие игры, то что он назвал
“образами в действии”. То, что переживание на уровне игры
оказывает сильное воздействие, достигающие
глубин души, может между тем быть подтверждено
как результатами исследований на младенцах, так
и исследованиями мозга.
Живопись, поэзия, музыка или иные способы выражения, использующие образы, имеют решающее преимущество по сравнению к речевым, семантическими сообщениям. Они подготавливают мозг к тому, чтобы он получаемую информацию, которая по причинам сопротивления диссоциируется, снова связывал между собой. Они как–бы мягким способом преодолевают барьеры вытеснения и отрицания. Работа с образами обладает многозначностью, выразительностью, и в тоже время, внушающей ясностью. Она
оказывает благотворное воздействие как на эмоционально-окрашенный первичный, так и на вторичный процессы и возрождает их связь между собой. Кроме того, результаты исследований мозга показали, что самые ранние модели образа-Я слагаются на сенсомоторном уровне. В сессиях игровой терапии мы имеем дело с сенсомоторно-построенным конкретным языком действий, через который возможен доступ к этим ранним сенсомоторным паттернам ребенка и возможна их переработка.
Безусловно, для каждого терапевтического процесса нужно творчество. Дети находят для каждой специфической конфликтной ситуации как раз те игры, с помощью которых они во взаимодействии с психотерапевтом форсируют свою терапию. Терапевту при этом требуется лишь разбудить себя и настроить все свои органы чувств на то, чтобы попробовать понять, что показывает ребенок символами игры и дать обратный ответ на символическом уровне. Таким образом, на самом деле Вы не исцеляете ребенка, Вы просто добиваетесь предпосылок к тому, чтобы ребенок сам мог себе помочь. К этим предпосылкам относятся и терапевтические сессии и настрой, что отношения между Вами и ребенком являются терапевтическими. Говоря о терапевтическом приеме, нужно отметить, что его атрибутом является игровая комната с большим выбором игрушек. Она, безусловно, предоставляет не сказочную жизнь, а всего лишь игровой материал, при помощи которого ребенок может вынести на сцену свои внутренние переживания. Кроме того, важно соблюдать четко-определенные рамки сессии. К ним относятся четко определенные временные сроки, которые не должны нарушаться, точно определенный день недели, правило касающееся игрушек: их нельзя злонамеренно портить; с другой стороны - не наносить вред себе; обязательство молчания терапевта, которое действует даже по отношению к родителям. Эти четкие и безопасные рамки, которые гарантирует терапевт, держат в границах те турбулентные процессы, которые возникают в процессе терапевтической сессии. Они гарантируют ребенку безопасность и защиту.
В противоположность терапии взрослых, в психотерапии с детьми есть намного более короткий путь для возвращения в воспоминания, т.к. склонность к регрессии у детей очень сильна. Я цитирую Фрейда: « Но все же в них ( в детских неврозах) отсутствует такое количество наслоений, так что существо невроза выступает на первый план в неизмененном виде».
Остается только вопрос, каким образом младенцы перерабатывают воспоминания, в то время как они не обладают экспрессивно-вербальной речью. Они делают это в хаотических играх начальной фазы, которая содержит как следы воспоминаний о печальных семейных отношениях, так и о своих собственных тяжелых соматических заболеваниях и связанных с ними болезненных телесных состояниях. И даже если эти игры не были объяснены, все же они оказали свое действие, потому что доступ к ранним сенсомоторным моделям, которые образовались в результате реальных переживаний, достигается особым путем конкретного языка действий игры. И, наоборот, в игре ребенок находит возможность построить свое желаемое детство, в котором бы его не били, у него не было бы хронических заболеваний, где он мог бы себя чувствовать защитником девочек и сыном своего отца.
Пока происходят изменения в игре и в ребенке, игра служит переработке воспоминаний и проигрыванию будущего. Терапевтическое пространство становится при этом «образным пространством», в котором ребенок развивается
между фантазией и действительностью. |